Монастырь Samye

Монастырь Самье (3540 м) — одна из самых важных духовных обителей в центральном Тибете. Находится в провинции Tsetang на правому берегу реки Yarlung Tsangpo (Брахмапутры) в 130 км от Лхасы. А так же не далеко от города Tsetang, являющегося столицей префектуры Шаннан.

Самье, переводится как «Неизмеримый» — стал первым буддийским монастырем в Тибете, имеющий много специальных особенностей строительства древних храмов, впервые примененных в стоительстве комплекса Ступ в индийской Бодхгайе.

Сейчас Самье является вот уже более 1250 лет центром развития тибетского буддизма. Это – место, где первые санскритские тексты были переведены на тибетский язык, а так же святое место, которое посещают много индийских и тибетских ученых. Позже, самые известные ученые всех главных сект буддизма Sakyapa, Kagyuрa и Gelugpa восстановили монастырь во время Раннего Периода Буддизма. В это время монастырь был центром буддийской науки и практики в Тибете. Различные буддийские дисциплины были зачаты и развиты здесь, включая исследование буддийской Сутры, Тантры, изучение санскрита, буддийской логики, археологии, медицины, астрологии, поэзии, терминологии и другие.


Самье был основан в середине VIII-го столетия, во времена правления 38-го короля Тибета Трисонга Децена (Trisong Dhetsan) из династии Tubo, который родился неподалеку. Точная дата основания неизвестна и в различных источниках указывается между 765 и 780 г н.э. Постройка монастыря велась при поддержке короля Трисонга Децена великим святым Шантаракшита (Santarakshita) и тантрическим мастером Падмасамбавой (Padmasambhava). Король Трисонг Децен считается воплощением бодхисаттвы Мanjushri, монах Шантаракшита был принцем в королевской семье бангладешского короля Komathech, а Падмасамбава прибыл сюда по приглашению Трисонга Децена из страны, где сейчас находится Афганистан. В Тибетской истории эта троица известна как Триада (Аbbot, Master и Dharma King). Только на пожертвования людей был построен буддистский Колледж в традициях всех сект Тибетского буддизма. Колледж сейчас включает 80 обучающихся практикам медитации монахов и около 25 практикующих.

Строительство Самье представляло собой первую попытку буддизма пустить корни в стране, находившейся тогда под властью бонцев. Разумеется, многие члены королевского двора в то время придерживались религии Бон-по и как могли, противодействовали развитию буддизма, а также строительству этого монастыря.

Легенды связывают все его создание с кознями бонских демонов, многократно разрушавших возводимые стены. Считается, что строительство монастыря начал монах Шантаракшита, один из настоятелей индийского монастыря Наланда, который проповедовал в первую очередь буддизм сутры. Считая место для строительства благоприятным, он активно приступил к строительству, но через некоторое время здание обрушилось. Тогда Трисонг Детсен пригласил известного тантрического мастера и великого махасидхи Падмасабаву. По приезде в Тибет Падмасабава завёл себе новую жену Ёше Цогель. Поупражнявшись с ней в тантрическом сексе, он произвёл 6 обезьян и с этим воинством двинулся на борьбу с бонскими демонами, разрушавшими монастырь Самье. Учёный-пандит, он легко выиграл теологический диспут с жрецами-шён, а следом продемонстрировал и превосходство своей магии. После этого все демоны признали Падмасабаву своим властелином и даже стали помогать в строительстве монастыря Самье...

Победа буддизма над религией бон символически представлена в легендах как победа Гуру Ринпоче над полчищем тибетских демонов у холма HepoRi (3720 м), который находится юго- восточнее Самье. Она явилась событием, открывшим дорогу к Кайласу для лам буддизма. На этом холме сохранился небольшой дворец, служивший когда-то резиденцией тибетских королей. В наше время это храм, внутри которого можно увидеть три образа «Кенлоп Чосум» и статую Теумара – небесного покровителя Самье. Только с этой высоты полностью видна вся мандала монастыря. Отсюда её впервые увидел и Падмасабава.
Позади холма находится Ступа (Tomb) – могила святого Шантаракшиты и Karchung Lhakang Сhapel – келья, «маленькая звезда».

Первый настоятель Самье, индийский аббат Шантаракшита, после основания принял в монастырь семь монахов и пригласил индийских и китайских ученых для перевода буддийских текстов на тибетский язык.

Из-за влияния Гуру Ринпоче при основании монастыря его секта ньингмапа была главенствующей в Самье. Когда в XV в. школа сакьяпа взяла контроль над монастырём, влияние ньигмапа уменьшилось, хотя полностью не исчезло. Ламы-красношапочники и поныне считаются искусными магами и заклинателями духов в отличие от их жёлтошапочных коллег.

В прежние времена говорили, что в комнате Ламы-прорицателя Тиге Кионга есть специальная колода и нож для «рубки дыхания». Считалось, что демоницы-сингдонгмо (пожиратели дыхания, обитающие в монастыре) улавливали последние вздохи всех умирающих и доставляли их к магу Кионгу на уничтожение. По ночам из комнаты якобы доносились жуткие вопли и стоны. Тибетцы даже предполагали, что зловредные демоницы могут похитить дыхание у того, кто спит с открытым ртом!

Здесь, по тёмным коридорам храмов, когда-то бродили «хранители яда», как называли одержимых отравителей, действующих в бессознательном состоянии. Они травили каждого, кто попадается на пути.
Именно в этом месте по ночам собирались на службу в молельные залы призраки монахов, умерших столетия назад. Их голоса, читающие мантры, можно было слышать уже у входов в храмы.
Раньше обо всех подобных чудесах открыто говорилось самими ламами монастыря, ну а ныне монахи дают уклончивые ответы. Однако никто вам не скажет, что мистических явлений в Самье больше не наблюдается. Кстати, одна из келий, в которой, согласно преданиям, изолированы особые демоны бон, питающиеся жизнееной силой умирающих людей, заперта до сих пор печатью двойной ваджры.


Монастырь был построен в форме мандалы. Архитектура всего храмового комплекса сочетает индийские, тибетские и китайские элементы. Фактически, монастырь был построен по модели Храма Udantapuri в Индии и его строительство проходило в строгом соответствии с так называемым Three Baskets of Buddhism – тремя священными писаниями Буддизма (Vinaya Pitaka, Sutra Pitaka, Abbhidharma Pitaka). Самье представляет собой не только храм, но и символическую большую Мандалу, включающую в центре гору Meru, окруженную четырьмя континентами и украшенную солнцем и луной.

В центре мандалы Самье находится центральный Храм Utse, олицетворяющий мистическую гору Меру. Центральный Храм - трехэтажное строение, каждый этаж которого построен в различном архитектурном стиле: первый в тибетском стиле, второй в китайском и третий в индийском стиле. В нём сохранились статуи глав всех четырех школ буддизма и всех святых, которые когда-либо посещали Самье. Позади его алтаря - молодой Будда Шакьямуни (статуя VIII в.).

Вокруг центрального храма находятся постройки, являющиеся структурами храма, символизирующими четыре континента, солнце и луну. На востоке находится Храм Manjushri, на юге Храм Hayagriva, на западе Храм Maitreya и на севере расположен Храм Boddhisattva.
Налево и направо от этих четырех континентов находятся часовни, символизирующие восемь субконтинентов. Они расположены соответственно сторонам света.
В восточном направлении - Namthak Trimkangling Temple и Dhajor Tsangmangling Temple.
В южном направлении Dhudul Ngakpaling Temple (тантрические практики устранения Дьявола) и Dragyur Gyakarling Temple (где проводятся переводы текстов с санскрита).
В западном направлении находится Lungten Vejaling Temple (храм Вайрочаны) и Miyo Samtenling (Неподвижная медитация / Akshobhya).
В Северном направлениии находятся Renchen Natsokling Temple (Множественные драгоценности ) и Pehar Kordsoy/Pehar storage Temple.
Храмы Солнца и Луны обрамляют центральный Храм справа и слева, соответственно к северу находится храм Луны, а к югу – храм Солнца.

Главный храм окружают с четырех сторон четыре больших чортена разных цветов: красный, черный, зеленый, белый, символизируя четыре главных направления по сторонам света. Когда-то на территории монастыря было ещё двенадцать храмов, представлявших большие и малые континенты в соответствии с космологией буддизма.

Кроме этих часовен, в монастырском комплексе имеются и несколько других, включая Dzogchen Lhakang (великое совершенство), Ngotsar Thupehenling (изумительная часовня), Dzogchen Korchen Mani Lhakang (келья высшего совершенства и шестислоговой мантры), Mipham Chodsinling (часовня неукротимого держателя Дхармы), а так же кельи Korchen Mani Lhakangs Dharmakaya, Sambhogakaya и Nirmanakaya и другие. В этих часовнях находятся драгоценные древние картины (тханка), статуи святых и храняться древние священные писания. На стенах имеются изумительные по красоте оригинальные и отреставрированные фрески, иллюстрирующие историю Тибета.

В главных воротах храма висит древний бронзовый колокол времён первого короля (VII в.). Монастырский комплекс Самье окружен высокой стеной, украшенной сверху по периметру 1028 маленькими ступами.

Три различных храма находятся так же за пределами огороженной территории: Kamsum Sangkangling (Медный дворец Трех Земель) – сейчас это зернохранилище. Gegyey Lima Lhakang (Бронзовый дворец добродетелей) – сейчас остались только руины. Wutsal Serkangling (Золотой дворец Серединной Земли) – сейчас это начальная школа для местной деревушки.

За свою долгую историю Самье претерпевал изменения и реставрировался много раз. Несомненно, самый весомый ущерб за последнее время нанесла ему «культурная революция». Учитель школы ньингма Дилго Кьенце Ринпоче (1910—1991) смог восстановить и освятить монастырь к концу 1980-х годов.
Сейчас в Самье проживают 300 буддийских монахов.
Здесь, в монастыре Самье царь Трисонг Децен организовал в начале IX века первый медицинский конгресс, на который приглашались врачи и учёные всех окрестных государств. Конгресс дал возможность оформиться традиции тибетской классической медицины.

На север от центрального храма находится медитационная пещера Yhamalung, а к северо-востоку расположен ретритный комплекс Chimphu.