Монастырь Sera

Монастырь Сера – один из самых больших монастырей Лхасы, находится у подножия горы Пурбу Чок на высоте 3660 м, примерно в 5 км севернее Лхасы.

Название этого монастыря переводится как «Дикая роза», а точнее - Сэра-тэг-чен-лин (Обитель Великой колесницы-Махаяны). Такое имя монастырь получил потому, что когда-то весь склон горы был усеян кустами диких роз.

Монастырь Сера был построен в 1419 г. ниже небольшой отшельнической пещеры учеником Цонкапы – Шакья Еше (Shakya Yeshe), известным также под почетным титу¬лом Джамчен Чодже (Jamchen Choje). Он пошел на суд китайского императора Юн-ло из Минга вместо Цонкапы. В признание этого поступка он и получил титул Джамчен Чодже, что означает «большую благость Дхармы».

Во времена своего расцвета монастырь занимал территорию почти в 115 кв.км, имел огромное число монахов (5555 человек) и 5 учебных дацанов. Как и в Дрепунге, каждый дацан Сера отличался в специализации: Sera Me - фундаментальные аспекты буд¬дизма, Sera Je - обучение странствующих монахов Тибета, Sera Ngagpa - обучение Тантре.

Одним из наиболее важных объектов в Сера является Изначальная Первая Ваджра, которая была найдена тантрическим монахом Dacharpa в пещере в Drak Yerpa, которая сейчас хранится в монастыре и которую показывают всем раз в год.

Так же представляет интерес Святилище Будд трёх времён и расположенное за ним Святилище Хайягривы (божество с лошадиной головой, по-тибетски Тамбрин). Под потолком зала находится разно-образное военное снаряжение: шлемы, кольчуги, мечи, луки, копья. Трудно представить, но это вооружение монахов Сера, в котором они успешно оборонялись против английской артил¬лерии в 1905 г.! Монахи монастыря всегда славились своим воинским искусством.

А в дацане Дже находится статуя одиннадцатиликого бодхисаттвы Авалокитешвары, оку¬танная удивительной легендой. Легенда гласит: давным-давно монахиня Балмо случайно стала свидетельницей явления на Земле Бод¬хисаттвы Авалокитешвары. Тот подарил ей свою манифестацию в виде скульптуры, которую монахиня спрятала в пещере Пабон-ка. Один из пастухов, гоняя своих коз, бросил в пещеру камень и услышал необычный звук. В глубине он увидел статую, пьющую молоко и рассказал об этом настоятелю монастыря Сера. Тот перенёс святыню в один из своих храмов. Говорят, что с тех пор монахи регулярно потчуют её козьим молоком...

В тантристском дацане Нгагпа хранится особый ритуальный нож-пурбу, принадлежав¬ший некогда махасидхи Дарчарва. Именно священный нож-пурбу, якобы способен сам пере¬резать серебряную нить-«му» врагам Тибета, отделяя их души от тел. Это одна из величайших святынь Тибета. Раньше в новогоднюю ночь пурбу, завёрнутый в шёлк, везли в Поталу и прикладыва¬ли к головам Далай-Ламы и его высших сановников.

Сера пережила «культурную революцию» довольно ощутимо. Число монахов сократилось до нескольких сотен (большинство приняло участие в восстании 1959 г. и было репрессиро¬вано), многие монастырские здания оказались разрушенными.

В последние годы наблюдает¬ся реставрация строений, растет и число их обитателей. Функционируют духовные колледжи Сера-Дже и Сера-Me, преподающие тантрические знания. Ведь и сейчас Сера считается центром тантрического учения в Тибете. Если посетить монастырь после 15-ти часов, можно видеть, как во внутреннем дворе монастыря про¬ходят открытые дебаты среди местных буддийских монахов. Эта очень давняя традиция, входящая в курс обучения философского дацана.

Согласно традиции, вокруг монастыря идёт тропа Коры. Паломники совершают ритуальный обход территории монастыря не менее часа, но это очень живописная тропа, проходящая между ивовыми деревьями, огромными валунами и учебными корпусами дацанов. Здесь много ритуальных камней-мани с изображениями Будд, бодхисаттв, со священными текстами. Паломники касаются их руками и оставляют на земле жертвенную пищу - тсампу. В скалах неподалёку находится одна из медитационных пещер основателя секты Гелугпа- пещера Цонкапы. Да и вообще вокруг монастыря Сера всегда было очень много ритодов (уединённые кельи лам-отшельников, расположенные на склонах гор). Паломники считают многие ритоды священными, совершая вокруг них по 333 ритуальных обхода!

В нескольких сотнях метров к востоку, на тропе Коры некогда возвышалась большая каменная глыба, которая, согласно преданию, сама прилетела с индийской родины Будды Шакьямуни. На этом священном камне особые монахи проводили обряд «похорон на небо». Это самое дорогое место для расчленений в Тибете. Кроме того, считается, что, если голый человек поваляется на этом камне среди свежих останков умершего, он значительно продлит свою жизнь. Даже Далай-Ламы омолаживались подобным образом!.. Сейчас этот ритуальный предмет убран с пути паломников и туристов, в отдаленные места.


По материалам книги «Тибет — Кайлас. Мистика и реальность» (А. Редько, С. Балалаев, 2009 г.)