Монастырь Jokhang

Jokhang (Дом Будды) - первый буддийский храм Тибета, возведенный в VII, веке находится в километре восточнее дворца Потала на высоте 3655 м. Его возраст насчитывает более 14 веков. Строительство города Лхасы началось именно с этого места и с этого монастыря. Время основания Джокханга предположительно считается с 639 по 647 год.

В Лхасе есть два исторических центра, к которым примыкают жилые кварталы. Один из них находится вокруг священной Поталы, другой – вокруг храма Джоканг. Также известный среди тибетцев как Цуклаканг, Джокханг является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете. Но прежде чем посетить его, паломники должны совершить вторую внутригородскую Кору, маршрут которой идёт по древней улице Баргхор, окружающей этот храм. Улица эта была в прошлом религиозным святилищем, но сейчас стала самым крупным торговым рынком столицы. Закончив кору Баргхор, паломники направляются в священный Джоканг.

У входа в сам храм и рядом у его стен располагается множество людей, непрерывно совершающих обряд простирания, только совершаемый на одном месте. История этого старейшего в Тибете храма довольно необычна. Когда царь Сонгцен Гампо стал укоренять буддизм в Тибете, построив первые 12 монастырей, он столкнулся с тем, что у него не было ни одной священной статуи Будды. Появление самой важной статуи Будды рассказывает древняя буддистская легенда.

В ней говорится о том, что когда Будда Шакьямуни собрался покидать Землю, он согласился оставить людям своё изображение. Но небесный скульптор Вишвакарам никак не мог снять размеры фигуры святого из-за трепетного дрожания рук. Тогда Будда стал у воды и велел снять пропорции с отражения. По ним из священного состава из семи металлов были отлиты четыре прижизненных статуи. Одна затем попала в Непал, другая - в Китай, а две сокрыты в Ашрамах Шамбалы. Чтобы взять в приданное священные статуи Буд¬ды, Сонгцен Гампо женился на непальской и танской царевнах.
Китайская прицесса Венченг, привезшая статую Будды Шакьямуни, вознамерилась построить для неё специальный храм в Лхасе и стала выбирать место. Она была волшебницей и занималась гаданием по пыли, земле и воде. Магические действа показали ей, что всю территорию Тибета покрывает лежащее на спине тело демоницы - синмо. Три холма Лхасы: Марбори, Чакпори и Бонпари - это лобок и груди демоницы, а в центре города, где лежало озеро Отханг, было её сердце, залитое кровью.
Венченг бросила в него волшебное кольцо, и оно вытянуло за собой со дна большой остров. Горный козёл наносил земли из божественной страны нагов и засыпал остатки озера.

Небольшой рельеф, изображающий фигуру козла, можно увидеть в капелле Майтрейи на южной стене нижнего этажа святилища. На этом месте в 653 г.н.э. и был воздвигнут храм Джокханг, куда и поместили священную статую Будды. Непальская же принцесса Бирикути привезла статую Будды Акшобьи. Говорят, что изначально Джоканг строился правителем для размещения в нем изображения Будды Акшобьи. Для прекрасной статуи Джово Шакьямуни был построен храм Ramoche. Но после смерти Сонгцэна Гампо Джово Шакьямуни был перенесен из Рамоче и спрятан в Джоканге. С тех пор изображение так и осталось в Джоканге, и является наиболее почитаемым в Тибете изображением Будды. Кстати, слово «Джоканг» или «Джовокханг» означает на тибетском «капелла Джово».

Двор храма, именуемый Чам-ра, где, по обычаю, в дни праздников, проводятся торжественные богослужения лам со всех тибетских монасты¬рей, так как Джоканг является общим святилищем для всех сект буддизма. Многочисленные камни вдоль стен испещрены текстами священных молитв. Дым от можжевеловых воскуре¬ний, означающих кровь Будды, столбами поднимается в небо.

Сам храм представляет собой прямоугольное здание в три этажа с плоской крышей. Войдя в него, вы вновь попадаете в небольшой тёмный внутренний зал-дворик. Решётчатая перего¬родка отделяет его от стены, образуя коридор, называемый Чилхордин. Это ритуальное сердце Джокханга. По нему все вошедшие в храм должны пройти по часовой стрелке третью священ¬ную Кору Лхасы, называемую Нангкхор, символически двигаясь между двух миров: справа, во дворике, расположена золотая статуя грядущего Будды Майтрейя (по-тибетски «Чжамба»), а по левую сторону, в стене чередой идут двери, освещаемые тусклым пламенем масляных светильников. За каждой из них комната-святилище, посвященная различным богам. Паломники поочерёдно входят туда, чтобы преклониться, оставить дары и поддержать подношениями масла непре¬рывный огонь в лампадах.


Святилище Авалокитешвары. Легенда говорит, что, когда рабочие закончили строительство храма, они положили свои инструменты в одну из ниш стены. Тотчас из них возникла прекрасная статуя одиннадцатиликого Авалокитешвары, стоящая на полу в рост человека. Вокруг неё и было создано свя-тилище. Другая легенда гласит, что статуя эта состоит из пяти слоев. Когда из Индии привезли сандаловое изображение Авалокитешвары, Сонгцен Гампо распорядился покрыть его слоем из смеси тибетских благовонных трав. А в 650 г.н.э. сам царь вместе с непальской и китайской жёнами слились с этой статуей, растворившись в ней навсегда. После этого обе принцессы стали богинями: Белой и Зелёной Тарой. Белая Тара олицетворяет мудрость и сострадание, одаривает верующего счастьем. Зелёная Тара освобождает от негатива, зла, болезней, бедности. Тибетцы называют её Дролма (Освобождающая) и относятся к ней с особой любовью.


Главное святилище Храма. Перед входом в главное святилище, где находится знаменитая статуя Будды Шакьямуни, висят два колокола, в которые надо ударить, сообщая о своём визите. Двухметровый Будда сидит в позе лотоса на высоком троне-киоте, крышу которого под¬держивают резные столбики, увитые телами драконов. Правая рука его опущена к колену, а левая держит чашу нищенствующего монаха. Статуя сделана из позолоченного сандалового дерева и богато украшена. На голове надет тяжелый венец из кованого золота, обильно украшенный драгоценными камнями. Шея и грудь перевиты ожерельями из крупной бирюзы и костяными чётками. На плечи накинута шелковая жёлтая мантия, поверх которой наброшено множество белых шарфов-хадаков.

Перед статуей, на нескольких ступенях, стоит множество золотых жертвенных чаш, доверху заполненных подношениями. Бедные паломники кладут туда зерно, бурдюки с ячьим маслом, люди побогаче - деньги, ювелирные изделия из серебра, золота и драгоценных камней. Монахи, меняющие заполненные чаши на пустые позволяют особо щедрым посетителям подняться по ступе-ням, чтобы поцеловать колено Будды или испить глоток святой воды из серебряных кувшин¬чиков, стоящих рядом со статуей. У ног Будды стоит золотая чаша, с помощью которой проходит обряд жеребьёвки, в ходе которого устанавливается личность мальчика-преемника Далай - и Панчен-Лам в случае их смерти. Он проходит в этом зале, непосредственно перед статуей.

Несмотря на то, что немного осталось от оригинальной постройки VII века, а большинство статуй, украшающих внутренний интерьер храма, созданы после Культурной Революции, Джоканг, переполненный верующими и окутанный тайнами, оставляет ни с чем не сравнимое впечатление.

На протяжении веков Джоканг претерпел множество изменений, однако, изначальная планировка – древняя и сильно отличается от остальных религиозных сооружений Тибета. Основное отличие заключается в расположении здания с запада на восток, в направлении Непала, якобы, в честь непальской принцессы Бирикути. Множество изменений были произведены в течение веков, когда Лхаса оставалась на второстепенной роли в тибетской истории, но, несомненно, самые глубокие изменения Джоканг претерпел в XVII веке во время правления Пятого Далай Ламы. В этот период Лхасе было возвращена её главенствующая роль, а Джоканг был существенно расширен. Только несколько резных колонн и арка главного входа остались такими, как их создали в VII веке неварские художники из долины Катманду.

В начале Культурной Революции большая часть внутреннего содержимого Джоканга была осквернена бойцами Красной Гвардии и считается, что многие предметы были вынесены из храма. На каком то этапе, помещение, служившее жилищем монахов было переименовано в Гостиницу, а часть самого храма была превращена в свинарник. С 1980 года Джоканг начал реставрироваться, и сегодня только глаз специалиста может заметить, что храм пережил невзгоды последних лет.

Выйдя во двор, можно подняться по лестнице на второй этаж. Там находятся покои Далай-Ламы и кельи монахов. А вот на третьем этаже, где расположено множество святилищ самых разнообразных святых, паломников особо интересует комната, в которой установлена статуя богини Бэлхамо. Она считается покровительницей семейного очага, а потому чествуется жи¬телями Лхасы, особенно женщинами. Они несут к ней кувшинчики с ячменным вином, чашки с зерном и прочей едой. Вокруг этих подаяний бегают десятки тибетских мышей. Перед статуей находится большой серебряный поднос, где можно увидеть трупики до-хлых мышек. Они считаются священными и тибетцы убеждены, что мясо мышей из Джогханга полезно при многих заболеваниях. Его даже вывозят за границу!

Позолоченную крышу храма, куда так же можно подняться, традиционно венчают большие фигуры двух оленей, смотрящих на «колесо жизни». Этот символ олицетворяет первую проповедь Будды Шакьямуни, произнесённую в оленьем парке в Сарнатхе.

В Джоканге можно увидеть много изображений как левосторонней, так и правосторонней свастики. Дело в том, что Джоканг, как и гора Кайлас, является священным местом не только для всех 4-х сект ламаизма, но и для Бон-по религии.

Четыре гигантских столба Tarchen с молитвенными флагами расположены в четырех углах Баргхора: Гаден Тарчен на северо-востоке, Жиньяк Тарчен на западе, Келсанг Тарчен на юго-западе и Шаркьяринг Тарчен на юго–востоке.


По материалам книги «Тибет — Кайлас. Мистика и реальность» (А. Редько, С. Балалаев, 2009 г.)